Назад

Урегулирование неплатежеспособности – идеология нового Закона

– Юрий Викторович, со вступлением в силу нового Закона утрачивает силу Закон от 13 июля 2012 г. № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (Закон № 415, старый Закон). По сути, в стране наступает «новая эра» в области решения вопросов о судьбе проблемных предприятий различных форм собственности?

– Это действительно так. С 1 октября 2023 года урегулирование неплатежеспособности по всем принятым заявлениям будет осуществляться по правилам, установленным Законом № 227. То, насколько кардинально отличается от Закона № 415-З новый Закон, подчеркивают его переходные положения, в которых законодатель абсолютно разумно установил, что все дела, находящиеся в производстве экономических судов, принятые по старому Закону, будут завершаться в соответствии с Законом № 227. Тем самым отмечена невозможность совмещения этих двух нормативных актов, поскольку имеются существенные изменения по применяемым процедурам, изменены правовое положения и роль лиц, участвующих в этих делах, а также основания при наличии которых будет осуществляться судебное урегулирование неплатежеспособности.

Подчеркну, что новый Закон принципиально отличается от действовавшего своей идеологией и новыми подходами по разрешению неплатежеспособности. Часто, к сожалению, в публикациях и выступлениях некоторых юристов звучит сокращенное название нового Закона – «О неплатежеспособности». Мы категорически выступаем против упрощения и сокращения даже названия этого Закона. Такой подход искажает смысл нормативного правового акта.

Закон необходим для реализации экономической политики нашего государства с учетом ее социальной направленности. Человек является высшей целью и ценностью государства – посыл, который напрямую реализован с экономической точки зрения. И это не просто утверждение – это реально реализовано в положениях нового Закона, который подчеркивает ценность для государства всех предприятий независимо от формы собственности, а также позволяет избранному представителю трудового коллектива неплатежеспособной организации непосредственно принимать участие в урегулировании неплатежеспособности должника, через работу в комитете кредиторов.

– Если обозначать новации, то можно ли среди них выделить основополагающие в процессе урегулирования неплатежеспособности с учетом нового правового акта, на Ваш взгляд?

– Назову новые подходы, реализованные в Законе.

Во-первых, это обязательное прохождение процедуры предупреждения несостоятельности и банкротства и досудебное оздоровление, поэтому собственники имущества независимо от формы собственности, руководители, учредители, государственные органы обязаны принимать меры в целях предупреждения несостоятельности до обращения в суд на протяжении не менее трех месяцев до подачи заявления должника о несостоятельности или банкротстве. Невыполнение данного условия повлечет возврат заявления.

Во-вторых, полное сопровождение государственными, местными исполнительными и распорядительными органами судебного урегулирования неплатежеспособности или управляемой ликвидации подведомственных предприятий. Это реализуется как через принятие решения о необходимости подачи в суд заявления о несостоятельности, так и согласование планов санации по делам о несостоятельности и планов ликвидации в отношении государственных организаций, непосредственное участие государственных органов в рассмотрении дел и проведении процедур.

Существенно меняются функционал и роль суда. Мы уходим от полного сопровождения всех процедур урегулирования неплатежеспособности, прямой подотчетности управляющих суду.


Источник: https://pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2023/october/75533/ – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь